Меню Рубрики

Этапы формирования позвоночника у ребенка

Форма позвоночника – основа осанки – у детей изменяется с возрастом. Сразу после рождения ребенок начинает бороться с различными внешними воздействиями, в том числе с гравитацией – главным стимулом, формирующим его осанку

Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный кифоз. У новорожденного, лежащего на горизонтальной плоскости, позвоночник почти прямой, изгибы его лишь едва намечены. Виден только кифоз в крестцово-копчиковом отделе, оставшийся после пребывания в позе эмбриона. Остальные физиологические изгибы формируются позднее, в процессе роста ребенка и развития его мышечной системы.

В первые месяцы жизни, когда ребенок в положении на животе приподнимает и удерживает голову, начинается формирование изгиба в области шеи. Большая часть его головки находится впереди относительно позвоночника, для ее удержания в поднятом положении позвоночный столб изгибается вперед, формируя шейный лордоз (изгиб кпереди) (рис. 1).

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться, сначала с помощью взрослых, потом и сам. По мере освоения этой позы формируется кифоз в грудном отделе (рис. 2). Позднее, в 8–12 месяцев, когда ребенок начинает вставать и учится ходить, под действием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей, образуется главный изгиб – поясничный лордоз (рис. 3).

При его формировании происходит наклон таза, с которым связаны ноги. Поэтому позвоночный столб, чтобы остаться в вертикальном положении, изгибается в поясничном отделе, центр тяжести перемещается кзади, предупреждая таким образом наклон кпереди. Появление двух лордозов компенсируется развитием двух кифозов – грудного и крестцово-копчикового, что поддерживает равновесие при вертикальном положении тела.

Так, лишь к концу первого года жизни у ребенка формируются физиологические изгибы позвоночника, характерные для взрослого человека. Эти изгибы изменчивы и нестойки, существуют исключительно при вертикальном положении тела. К 5–7 годам они становятся четко выраженными, позвоночник приобретает нормальную форму с лордозом в шейном и поясничном отделах и кифозом в грудном и крестцово-копчиковом. С помощью такой конструкции человек поддерживает равновесие при вертикальном положении тела. Лишь к 14–15 годам физиологические изгибы позвоночника становятся постоянными, но окончательно формируются в юношеском возрасте, а по некоторым данным – к 20–25 годам.

В разные периоды роста и развития фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее сильное влияние оказывают на детей в периоды их бурного роста (6–7 и 11–13 лет у девочек, 7–9 и 13–15 лет у мальчиков). По этой причине в 6–7-летнем возрасте многие дети имеют вялую неустойчивую осанку, особенно при слабо развитой мускулатуре и недостаточном физическом развитии.

От характера и степени проявления физиологических изгибов позвоночника и зависит осанка человека. В старости эти изгибы обычно становятся более плоскими, но иногда может происходить увеличение грудного кифоза, тогда образуется старческий горб – и позвоночник сильно изгибается и наклоняется вперед.

Позвоночник верхним своим концом соединяется с черепом. Первый шейный позвонок малоподвижно сочленен с затылочной костью черепа при помощи суставов, в которых возможны небольшие сгибания и разгибания, а второй шейный позвонок с первым – посредством коловратного сустава, позволяющего делать головой повороты вправо и влево. Подвижность между остальными позвонками сравнительно небольшая. Зато в целом позвоночник довольно подвижен. Он может сгибаться и разгибаться вперед-назад и вправо-влево, вращаться (поворачиваться) вправо и влево, осуществлять круговые движения. В норме при сгибании туловища грудной кифоз увеличивается, а поясничный лордоз уменьшается, опущенные руки касаются пола. При разгибании увеличиваются шейный и поясничный лордозы, а грудной кифоз уменьшается.

В движениях позвоночника участвуют многие мышцы, но самая большая нагрузка приходится на так называемые глубокие (длинные) мышцы спины. Они разгибают туловище и удерживают позвоночник в правильном положении. Эти мышцы расположены по обеим сторонам позвонков и тянутся в виде более или менее выраженных мышечных валиков от крестца до затылочной кости, к которой некоторые из этих мышц прикрепляются. Сокращаясь на одной стороне, они осуществляют боковые сгибания позвоночника, а также его вращение. Так как часть глубоких мышц прикрепляется к верхним и нижним ребрам, то они участвуют и в акте дыхания. И, наконец, глубокие мышцы спины при сгибании туловища удерживают его от падения вперед и обеспечивают плавность движений.

Для разных отделов позвоночника объем и направление движений тоже не одинаковы. Самый подвижный – шейный отдел, он может сгибаться на 70о, разгибаться и вращаться – на 80о, легко можете проверить на себе. А вот грудной отдел позвоночного столба наименее подвижен. В поясничном отделе позвоночника сгибание возможно на 60о, а разгибание – на 45о. Вращение и боковые движения также ограниченны.

Грудная клетка образована грудными позвонками, 12 парами изогнутых ребер и грудиной. Все ребра своими задними концами соединяются с грудными позвонками. При вдохе в соединениях ребер с позвонками происходит вращательное движение, передние концы ребер вместе с грудиной приподнимаются и отдаляются от позвоночника, увеличивая тем самым размер грудной клетки. Во время выдоха передние концы ребер, наоборот, опускаются – и ребра вращаются таким образом, что грудная клетка уменьшается. Сами понимаете, насколько тесно связано нормальное дыхание с состоянием позвоночника и осанкой. То же относится к сердцу, печени и другим жизненно важным органам, спрятанным за прочными ребрами. Неправильная осанка у детей способствует возникновению ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных хрящевых дисках и мешает правильной работе органов грудной клетки и брюшной полости. Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма. Правильная осанка лежит и в основе представлений об эстетическом идеале положения тела и движений человека. В качестве примера правильной осанки обычно приводят осанку балерин, танцовщиц, гимнастов.

Осанка – это важный комплексный показатель здоровья и гармоничного физического развития, поскольку правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. При нормальной осанке строение тела гармонично, отдельные его части симметричны относительно вертикальной оси, что является главным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела. При таком положении тела требуется минимальное напряжение мышц и связок, нагрузка на позвоночник распределяется относительно равномерно. Поэтому правильная осанка способствует физической выносливости человека любого возраста. Нарушение же ее значительно снижает уровень здоровья и мешает активной жизнедеятельности.

При определении правильности осанки учитывают положение головы, плечевого пояса, форму позвоночника, наклон таза и оси нижних конечностей. Более всего осанка зависит от положения и состояния позвоночника. Прежде всего при нормальной осанке части тела должны располагаться симметрично относительно позвоночника, при этом хорошо видны физиологические изгибы позвоночника, имеющие равномерный волнообразный характер. Для определения правильности осанки следует осмотреть ребенка (или взрослого, что тоже бывает полезно) спереди, сзади и в профиль.

Если смотреть спереди (рис. 4а), положение головы должно быть строго вертикальное: подбородок слегка приподнят, взгляд направлен вперед, а линия, соединяющая нижний край глазниц и козелки ушей, горизонтальна. Линия надплечий (в обиходе обычно называемых плечами) горизонтальная, а углы между боковой поверхностью шеи и надплечьем – симметричны. Грудная клетка должна быть симметричной относительно средней линии и не иметь западений или выпячиваний, брюшная стенка – вертикальной, пупок должен находиться на средней линии.

При осмотре сзади (рис. 4б) лопатки должны быть расположены симметрично на одинаковом расстоянии от позвоночника и прижаты к туловищу. На одной горизонтальной линии симметричными должны быть ягодичные складки, подколенные ямки, треугольники талии, образуемые между контуром талии и опущенными руками.

При осмотре сбоку (рис. 4в) грудная клетка должна быть слегка приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника волнообразны и умеренно выражены, угол наклона таза – находиться в пределах 35–55о (у мальчиков он меньше, чем у девочек).

Правильное положение головы обеспечивается за счет напряжения затылочных мышц. Грудная клетка имеет центр тяжести впереди позвоночного столба и уравновешивается мышцами спины. Поясничный отдел позвоночника, наоборот, имеет центр тяжести позади позвоночного столба, и для поддержания правильного положения туловища должны работать мышцы грудного пресса.

В тазовой области устойчивое равновесие туловища обеспечивается за счет напряжения передних и задних групп мышц – сгибателей и разгибателей бедра. При их неправильной работе угол наклона таза может увеличиваться и приводить к нарушению положения и функций внутренних органов. А если угол наклона таза уменьшается в сравнении с оптимальным, это приводит к сглаживанию поясничного лордоза и других изгибов позвоночника, что тоже плохо, потому что позвоночный столб становится менее устойчивым при движениях и выполнении различных физических нагрузок. Не менее важную роль в поддержании правильного положения туловища играют икроножные мышцы, обеспечивающие правильное положение центров тяжести коленных и голеностопных суставов.

Итак, кроме самого позвоночного столба, осанка зависит от разных мышц, которые помогают удерживать правильное положение тела. При этом главное для правильной осанки – не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. Порой у очень сильных людей, регулярно выполняющих тяжелую физическую работу или неправильно выполняющих силовые тренировочные упражнения, бывают тяжелейшие искривления позвоночника. И это как раз потому, что одни мышцы значительно сильнее других и тянут несчастный опорно-двигательный аппарат, как известные лебедь, рак и щука.

У маленьких детей и школьников осанка еще нестабильная, а нагрузки часто бывают неравномерными, например при ношении тяжелого портфеля с учебниками в одной руке. К тому же она во многом зависит и от психики ребенка (что особенно важно для худеньких астеников и полноватых дигестивников, часто попадающих в стрессовую ситуацию из-за особенностей телосложения и двигательных возможностей), состояния нервной и мышечной системы, развития мышц живота, спины и нижних конечностей. Нарушение осанки в начальной стадии – это негармоничное развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело: сведенные вперед плечи, сутулая спина, отстающие лопатки, выпяченный живот. Больше всего в этом виноват малоподвижный образ жизни.

Гиподинамия, или недостаточность двигательной активности, стала бичом населения всех возрастных групп и одной из главных причин таких «болезней века», как ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, гипертония. Вы скажете, что эти болезни свойственны людям пожилым. Однако начинается все с нарушения правильного положения позвоночника еще в детстве: при долгом сидении, лежании и даже стоянии, особенно в неправильном положении. Непривычные к нагрузке мышцы не удерживают тяжелый костный столб, он клонится под тяжестью веса тела, сминает диски между позвонками, зажимает нервные окончания. Неправильное положение тела становится привычным, а навык правильной осанки утрачивается. Особенно подвержены этой неприятности дети астено-торакального телосложения. За их осанкой нужно особенно бдительно следить до полного окостенения скелета при достижении взрослого возраста. У астеников, особенно мальчиков, рост тела в длину может продолжаться до 20–24 лет.

В числе основных причин нарушения осанки условно можно выделить следующие:

наследственные анатомо-конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы, то есть предпосылки к возникновению нарушений. Так, у представителей астенического и астено-торакального типов телосложения часто бывает сутулость, связанная с рефлекторным напряжением грудных мышц;

врожденные пороки и родовые травмы, в числе которых могут быть врожденные дефекты позвонков, вывихи, дисплазии, неодинаковая длина ног, перекос положения таза и т.п.;

перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, детские инфекции, частые простудные заболевания), в сочетании с неблагоприятными внешними условиями могут вызывать изменения в состоянии мышечно-суставного аппарата, нарушения симметрии тонуса мышц левой и правой сторон спины, естественного ритма и координации движений, создающие предпосылки для нарушения осанки;

неправильное положение тела при различных статических позах во время игры, занятий, сна, ношение тяжестей в одной руке, недостаточное или нерациональное питание;

нерационально организованный режим дня, недостаточное время для отдыха, плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих;

недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе и при интенсивных занятиях спортом;

гипокинезия, недостаток физической активности и как следствие – плохое физическое развитие и мышечная слабость;

подавленное состояние психики – при нервных потрясениях характерны поникшая голова, опущенные плечи, согнутая спина. Очень вредны в этом отношении авторитарные методы школьной педагогики.

источник

Позвоночник является сложным в анатомо-функциональном отношении отделом опорно-двигательного аппарата человека. Полноценное осуществление многообразных функций (опорной, двигательной, защитной для спинного мозга) обеспечивается выработавшимся в процессе филогенеза определенным строением позвонков, межпозвоночных дисков и связочного аппарата. Отклонения в строении этих компонентов позвоночного столба сопровождаются выраженными в большей или меньшей степени изменениями функциональных возможностей последнего и снижением порога сопротивляемости воздействию различных повреждающих факторов.

Формирование позвоночника в онтогенезе занимает значительный временной промежуток, заканчиваясь только к 20-22 — летнему возрасту, в силу чего позвоночник ребенка по ряду анатомических и функциональных показателей существенно отличается от позвоночника взрослого человека. Эти отличия обусловливают ряд особенностей патогенеза, клинических проявлений и течения повреждений и заболеваний позвоночника у детей, а также требуют учета при проведении дифференциального диагноза между нормой и патологией.

Основной возрастной особенностью анатомии костной части позвоночного столба является продолжающийся до 15-16 лет процесс оссификации хрящевых элементов позвонков. К моменту рождения ребенка костная ткань сформирована только в центральной части тел позвонков, высота которой составляет немногим более половины вертикального их размера. Задние отделы позвонков оссифицированы в большей степени, хрящевая ткань сохраняется в центральной части дуг (на месте расположения основания остистого отростка), в месте соединения дуг с телом позвонка и у верхушек суставных и поперечных отростков. Хрящевой тканью образован и зуб Сн.

Структура оссифицированной части позвонков недифференцированная, мелкоячеистая. Силовые линии, представляющие собой скопления сближенных, одинаково ориентированных, более мощных костных пластинок, отсутствуют. Силовые линии формируются по направлениям сжатий и растяжений, испытываемых тем или иным участком кости под влиянием статических и динамических нагрузок и натяжения сухожилий мышц в местах их прикреплений, увеличивая прочность наиболее нагружаемых участков кости. Недифференцированная костная структура, характерная для тел и дуг позвонков детей первых лет жизни, обладает меньшей механической сопротивляемостью.

Оссификация хрящевых моделей тел позвонков завершается только к 8-летнему возрасту. Темпы протекания этого процесса убывают в краниальном и каудальном направлениях от III грудного позвонка. Иными словами, раньше всего заканчивается оссификация тел позвонков верхнегрудного отдела, несколько позже — среднегрудного и шейного, затем нижнегрудного, и последними полностью оссифицируются хрящевые модели тел поясничных и крестцовых позвонков. Различаются между собой и темпы оссификации различных отделов тела одного и того же позвонка — в грудном отделе позвоночника оссификация передних отделов тел позвонков, располагающихся в области вершины физиологического кифоза, несколько отстает по времени от оссификации задних их отделов, в поясничном отделе наблюдаются обратные соотношения, т. е. более медленными темпами оссифицируются задние отделы тел позвонков. Различие в темпах оссификации передних и задних отделов тел грудных и поясничных позвонков наблюдается от времени полного оформления физиологической кривизны позвоночника до завершения третьей фазы оссификации хрящевого лимбуса.

Промежуток между правой и левой половинками дуг позвонков выполняется костной тканью к 3-летнему возрасту, между дугами и телами — к 4-6 годам. Исключение из этого правила представляют II шейный позвонок, окостенение дужки которого заканчивается только к 4-6-летнему возрасту (Fiedlihg J., 1981), а также нижепоясничные и крестцовые позвонки, где хрящевая ткань в области расположения основания остистого отростка может сохраняться в норме до 11-12 лет. Последней стадией энхондрального формирования костных компонентов позвоночного столба является оссификация апофизов тел позвонков, начинающаяся в 8-9-летнем возрасте и продолжающаяся до 15-16 лет.

Читайте также:  Все о больном позвоночнике

К числу отличительных особенностей анатомического строения позвонков у детей относится также варьирующее в широких возрастных пределах сохранение в их телах центральных питающих артерий, расположенных в отчетливо выраженных каналах, которые начинаются от вентральной поверхности и продолжаются иногда до задней трети сагиттального размера тел позвонков. По мере роста ребенка каналы постепенно облитерируются от центра к периферии.

Возрастной особенностью, характерной только для одного шейного отдела позвоночника, является более горизонтальное, чем у взрослых людей, расположение суставных отростков пяти нижних шейных позвонков. Это создает, по мнению J. Fiedling (1981), условия для более легкого, чем у взрослых, возникновения нарушений анатомических соотношений в межпозвоночных суставах.

Основная отличительная особенность межпозвоночных дисков в период формирования организма заключается в значительно большем по сравнению со взрослыми содержании воды в составе желатинозного ядра. По данным G. Jensen (1980), содержание воды в межпозвоночных дисках детей первого года жизни достигает 85-90 %, а к периоду окончания роста позвоночника оно равняется всего 55-70 %. Данная особенность химического состава желатинозного ядра обусловливает и особенности анатомо-функционального состояния дисков, а именно: более высокую, чем у взрослых, эластичность и одновременно с этим — менее совершенную стабилизирующую функцию. J. Fielding (1981) при исследовании развития шейного отдела позвоночника обнаружил при движениях головы наличие у детей в норме смещений по ширине I позвонка относительно II и тела II по отношению к телу III на величину до 4 мм при сгибании и 2 мм при разгибании.

Отличается по своему химическому составу и функциональному состоянию и связочный аппарат позвоночника у детей, являющийся одновременно и более эластичным, и более растяжимым, чем у взрослых людей. Повышенная эластичность межпозвоночных дисков в сочетании с повышенной эластичностью связочного аппарата обусловливает повышенную подвижность позвоночника ребенка. По нашим данным (Садофьева В. П., 1971), объем подвижности грудного и поясничного отделов в любой из трех плоскостей (фронтальной, сагиттальной и горизонтальной) у детей в возрасте до 8-9 лет превышает объем подвижности этих же отделов позвоночника у взрослого человека на 10° ± 1,1°, т. е. приблизительно на 25 %. Вместе с тем слабая стабилизирующая функция межпозвоночных дисков, сочетающаяся с повышенной растяжимостью связочного аппарата, создает предпосылки для возникновения нестабильности сегментов позвоночника.

Перечисленные выше анатомо-функциональные отличия позвоночника у детей определяют особенности и его рентгено-анатомии, без учета которых невозможны разграничение нормы и патологии и уточнение характера заболевания.

У взрослого человека анатомические параметры позвоночника характеризуются следующими особенностями. Срединная ось позвоночника на переднезадних рентгенограммах прямолинейна, на боковых — отчетливо выявляются три физиологических изгиба (относительно небольшой лордоз шейного отдела, выраженный кифоз грудного и выраженный лордоз поясничного отдела). Тела грудных и поясничных позвонков в обеих стандартных проекциях имеют прямоугольную форму с незначительной вогнутостью всех их контуров. Исключение из этого правила представляет только тело V поясничного позвонка, имеющее на боковой ретгенограмме клиновидную форму с направленным кпереди основанием. Тела шейных позвонков, исключая I и II, на задних рентгенограммах имеют по два обращенных краниально небольших выступа у правого и левого краев, на боковых рентгенограммах — отчетливо выраженный выступ, обращенный каудально. Задние отделы позвонков представляют собой единое целое, контур дуг на боковых рентгенограммах переходит в задний контур тела без какого- либо диастаза. Боковые контуры суставных отростков и концы поперечных выпуклые, в поясничном отделе на верхних суставных отростках нередко выявляется изображение processus mamillaris.

Архитектоника костной структуры тел позвонков характеризуется наличием двух систем силовых линий (вертикальных, занимающих весь поперечник тела позвонка, и горизонтальных, располагающихся только у краниальной и каудальной поверхностей). В структуре дуг также выявляются две системы силовых линий («аркад»), вершинами обращенных друг к другу и повторяющих очертания верхней и нижней позвоночных вырезок.

Межпозвоночное пространство напоминает по форме двояковыпуклую линзу с одинаковой высотой парных краевых отделов (правого и левого или переднего и заднего). Дисковый коэффициент, т. е. отношение высоты диска к высоте тела вышележащего позвонка, равен в верхнегрудном отделе позвоночника 1/7 — 1/6, в среднегрудном — 1/5 — 1/6, в нижнегрудном — 1/5 -1/4 и в поясничном отделе позвоночника — приблизительно 1/3.

Все линейные размеры позвонков и межпозвоночных дисков равномерно (на одну и ту же величину) нарастают в каудальном направлении, начиная от III грудного позвонка, соответственно посегментному увеличению массы тела (Рохлин Д. Г., Финкельштейн М. А., 1956). Величина этого нарастания индивидуальна и колеблется в пределах от 1 до 2 мм.

По данным литературы и результатам наших исследований, в процессе изменения нормальной рентгеноанатомической картины позвоночника детей могут быть выделены следующие четыре этапа.

Возраст до 2,5 лет. Физиологические изгибы позвоночника на рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, практически не выражены. Тела грудных и поясничных позвонков имеют нерезко выраженную бочкообразную форму вследствие выпуклости краниальных и каудальных поверхностей. Верхняя поверхность тел шейных позвонков наклонена книзу и кпереди, вследствие чего они на боковых рентгенограммах имеют умеренно выраженную клиновидную форму. В центральных отделах тел большинства грудных позвонков прослеживаются каналы центральных питающих артерий, отображающихся на боковой рентгенограмме в виде узкой горизонтальной полоски просветления, отграниченной четкими замыкающими пластинками; на рентгенограмме, произведенной в переднезадней проекции, — в виде аналогичной полоски или, чаще, округлого просветления диаметром около 1 мм в центре тела позвонка.

Межпозвоночные пространства имеют форму двояковогнутой (а не двояковыпуклой, как у взрослых) линзы. Высота их составляет в грудном отделе позвоночника примерно 1/3 от высоты тел позвонков, а в поясничном — немногим более половины. Это объясняется двумя причинами: во-первых, большей, чем в более старшем возрасте, высотой самого межпозвоночного диска; во-вторых, приплюсовыванием к диску неокостеневших и потому невидимых в рентгеновском изображении частей тел выше- и нижележащих позвонков. Межпозвоночные пространства выявляются и между всеми крестцовыми позвонками, высота их относительно невелика и составляет примерно 1/5 высоты тел соответствующих позвонков.

Дуги позвонков на переднезадних рентгенограммах состоят из двух половинок, разделенных полоской просветления шириной 1 — 1,5 мм на уровне расположения основания остистого отростка, тень которого не выявляется. На боковых рентгенограммах видна полоска просветления между задней поверхностью тел позвонков и изображением дуг, ширина которой также равна примерно 1,5 мм. Атлант (I шейный позвонок) представлен пятью отдельными частями (двумя половинками передней и задней дуг и точкой оссификации переднего бугорка). Зуб Сн короткий и не достигает верхним концом краниального контура передней дуги атланта, верхушка его имеет V-образную форму. Основание зуба либо непосредственно переходит в тело II шейного позвонка, либо отделено от последнего узкой полоской просветления. Оба варианта ренгеноанатомической картины, отображающие нормальные варианты формирования зуба (либо за счет самостоятельного ядра оссификации, либо за счет тела Сн), встречаются, по данным J. Fielding (1981), в равном числе случаев. Наружные контуры суставных отростков грудных и поясничных позвонков не имеют выпуклостей, концы поперечных отростков как бы обрублены.

Костная структура позвонков равномерно мелкоячеистая без признаков так называемых силовых линий. Нарастание в каудальном направлении линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков практически не выражено. Так, например, разница высот тел двух смежных позвонков равняется, по нашим данным, всего 0,2-0,3 мм.

На рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, намечаются физиологические изгибы позвоночника с преобладанием выраженности грудного кифоза. Тела позвонков сохраняют бочкообразную форму, наличие каналов центральных питающих артерий является менее типичным явлением

Дуги шейных и грудных позвонков на задних рентгенограммах непрерывны, и наличие диастаза между их половинками может рассматриваться как признак отставания в развитии костных компонентов позвоночного столба или нарушения целости дуг вследствие деструкции или перелома. В поясничном и крестцовом отделах позвоночника физиологическая spina bifida posterior сохраняется. На рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, так же как и у детей предыдущей возрастной группы, прослеживается полоска просветления между задними контурами тел позвонков и изображениями дуг. В углублении верхнего контура зуба II шейного позвонка прослеживается ядро оссификации верхушки. Основание зуба по-прежнему отделено от тела Сн.

В структуре тел позвонков выявляются нежные вертикальные силовые линии, в структуре дуг — зачатки «аркад».

Величина межпозвоночных пространств велика, значения дискового коэффициента аналогичны таковым у детей предыдущей возрастной группы. Точно также практически не выражено и нарастание линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков в каудальном направлении.

Физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости выражены достаточно отчетливо. Тела позвонков имеют почти прямоугольную форму с незначительной выпуклостью краниального и каудального контуров. Каналы центральных питающих артерий прослеживаются в единичных позвонках, в основном среднегрудного отдела позвоночника. На протяжении данного возрастного периода все более суживаются полоски просветления между изображениями дуг и тел позвонков на боковых рентгенограммах и к 6-летнему возрасту исчезают полностью. Исчезает полоса просветления и между основанием зуба и телом II шейного позвонка. Полностью оформляется и верхушка зуба. Физиологическая spina bifida posterior выявляется только в нижнепоясничных и крестцовых позвонках. Формирование архитектоники костной структуры тел и дуг позвонков заканчивается к 5-летнему возрасту, и в последующем отсутствие выраженных силовых линий может рассматриваться уже как признак нарушения функций костной ткани. Остальные рентгеноанатомические показатели идентичны описанным у детей предыдущей возрастной группы.

Тела позвонков на переднезадних рентгенограммах имеют практически прямоугольную форму. Верхний их контур у детей 7-8 лет, как правило, имеет волнистые очертания, характерные для зон роста любой кости в период, предшествующий появлению ядер оссификации, в данном случае для апофизов тел позвонков. Первые точки окостенения появляются в возрасте 8-9 лет симметрично у правого и левого бокового контура. На рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, может наблюдаться клиновидность тел позвонков, расположенных в области вершин физиологического кифоза грудного отдела позвоночника и физиологического лордоза поясничного отдела. Основание клина в первом случае обращено кзади, во втором — кпереди. Упомянутая физиологическая клиновидность тел позвонков отличается от патологической, возникающей, например, вследствие компрессионного перелома, незначительной выраженностью, совпадением с вершиной физиологического изгиба, а главным образом — плавностью убывания к вершине изгиба и последующей нормализацией высоты переднего (в грудном отделе) или заднего (в поясничном отделе) контуров тел позвонков. Уменьшение высоты одного из отделов тела позвонка при компрессионном переломе или деструкции носит скачкообразный характер.

Задние отделы позвонков на рентгенограммах непрерывны, разъединенность правой и левой половин дуг может сохраняться в норме только в V поясничном и I крестцовом позвонках. Крестцовые позвонки все еще разъединены, однако величина диастаза между телами не превышает 1,5 мм. Величина последовательного увеличения линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков выражена относительно отчетливо и равняется в среднем 0,5 мм. Величина дискового коэффициента в верхне- и среднегрудном отделах позвоночника снижается до 1/4, но остается равной 1/3 в нижнегрудном и 1/2 — в поясничном. Каналы центральных питающих артерий в телах позвонков относятся к числу редких рентгенологических находок.

Тела позвонков в обеих плоскостях (фронтальной и сагиттальной) имеют форму прямоугольника с незначительной вогнутостью всех их поверхностей и отличаются от рентгеновского изображения позвонков взрослых людей только отображением процесса синостозирования их апофизов. Первой стадией синостозирования (IV стадия процесса оссификации апофизов), наблюдающейся в норме в возрасте 13 лет, является заполнение промежутка между тенью оссифицированного апофиза и контуром тела позвонка в центральной части передней поверхности последнего. Затем синостоз сравнительно быстро распространяется к периферии, и к концу данного возрастного периода на задних рентгенограммах выявляются только узкие клиновидной формы участки просветления между тенью апофиза и боковыми отделами верхней и нижней поверхности тел позвонков.

Слияние правой и левой половинок дуг V поясничного и I крестцового позвонков, а также крестцовых позвонков между собой заканчивается в норме к 12 годам. Сохранение сегментации крестца, так же как рентгенологической разъединенности половинок дуг позвонков любого отдела позвоночника после этого срока, является основанием для заключения о нарушении развития. На рентгенограммах детей 11 — 13 лет могут прослеживаться точки окостенения внесуставной части суставных отростков, расположенные у их верхушек. Величина дискового коэффициента и посегментного увеличения линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков, начиная с 13-летнего возраста, соответствует таковым у взрослых людей.

Отклонения от нормального формирования позвоночного столба весьма разнообразны и в целом встречаются относительно часто. В зависимости от степени выраженности и тяжести вызываемых ими нарушений функций позвоночника и других отделов опорно-двигательного аппарата эти отклонения принято делить на варианты развития (если они не сопровождаются достоверными функциональными нарушениями), аномалии развития и уродства. Наиболее распространенными видами вариантов развития позвоночника являются избыточная выраженность processus mamillaris и processus accessorius поперечных и суставных отростков поясничных позвонков и spina bifida posterior occulta. По данным ряда авторов, а также результатам наших собственных исследований, указанные варианты с равной частотой встречаются как при деформациях позвоночника и проявлениях миелодисплазии, так и у практически здоровых людей.

Аномалии развития компонентов позвоночного столба более разнообразны и в зависимости от области максимального их проявления могут быть подразделены на аномалии развития тел позвонков, задних их отделов, межпозвонковых дисков и аномалии численности позвонков.

источник

Держите спину прямо! Но это не точно. Особенно учитывая, что прямой спина быть в принципе не может. Если бы она была прямой, мы бы не смогли удерживать своё тело, не было бы баланса.

Правильно развитый позвоночник имеет форму растянутой буквы S.

Первый год жизни ребенка ключевой для правильного развития позвоночника.

Когда малыш только появился на свет, его спина дугообразную форму, примерно как буква С.

Сразу после рождения у малыша мышцы, слишком слабые чтобы поддерживать голову, поэтому ему и нужно ваша поддержка головы и шеи.

Вы также должны заметить, что у новорожденного есть привычка подворачивать ноги как лягушонок. Когда малыш вы берете малыша или поднимаете, он подтягивает бедра в сторону груди. Это происходит из-за формы позвоночника, так ребенок снижает нагрузку на позвоночник и бедра.

Поза эмбриона еще и самая успокаивающая для ребенка, меньше потребление кислорода, сохраняет тепло, тратит меньше калорий и лучше переваривает еду. А еще в такой позе лучше работает терморегуляция.

Шейный лордоз формируется примерно в третий месяц.

В течение нескольких месяцев ваш ребенок развивается. Начинает взаимодействовать с миром. В это время он поднимает головку и смотрит вокруг (в чем вы конечно должны его поддерживать играми и привлечением внимания).

Под влиянием свой любознательности и страсти к познанию мира у ребенка формируется второй изгиб. Ну, ещё гравитация бессердечная вносит свою лепту.

Лучший способ помочь в развитии шейного лордоза, это давать ребенку проводить много времени на животике. Поднятие головки для преодоления силы притяжения, укрепит мышцы.

Но так как человек создание социальное, ему будет скучно лежать просто так. Так что вам придется развлекать его в это время. Вот несколько вариантов как развлечь ребенка во время того, как он лежит на животике.

· Укладывайте ребенка на животик сразу после сна или еды. Отдохнувший, накормленный ребенок будет менее капризным.

· Разденьте ребенка до подгузника, или догола, или до одежды, в которой у него будут руки и ножки без одежды. Это нужно чтобы ребенок не скользил и мог ухватиться.

· Кладите ребенка на ровную поверхность, чтобы он мог учиться ползать.

· На полу с подогревом включите подогрев, чтобы ребенку не было холодно.

· Пригнитесь перед лицом ребенка или лягте рядом с ним, чтобы он не скучал.

Читайте также:  Выход на работу после операции на позвоночнике

· Пойте, разговаривайте, играйте в ку-ку, почитайте ребенку. Это поможет создать положительные впечатления от такого опыта.

· Практикуйтесь как минимум 30 минут в день. Можно, например по 5-10 минут несколько раз в день.

Поясничный лордоз формируется примерно на 9-11 месяце.

Финальный изгиб формируется в нижней части спины и называется поясничный лордоз. Поясничный лордоз начинает формироваться, когда ребенок начинает ползать.

Чтобы поясничный лордоз и окружающие мышцы сформировались правильно, вам надо дать возможность ползать ребенку столько, сколько он сможет.

Поясничный лордоз для правильной устойчивости. Развитие позвоночника ребенка завершится, когда он начнет хорошо ходить, примерно в 12-18 месяцев.

Не пытайтесь искусственно торопить ребенка с развитием его позвоночника. Усаживать постоянно в места, которые препятствуют движению.

Слишком много времени проводимого в качалках, креслах или колясках замедляют переход от первоначального C-образного позвоночника к S-образному.

Не сажайте ребенка раньше, чем он сам сможет. Сидение до того как ребенок сам сможет поддерживать себя, создаёт высокую нагрузку на голову и спину.

Ходунки и прыгунки использовать нельзя. Они только ухудшают развитие мускулов ребенка.

источник

Правильная осанка должна формироваться с детства. Родителям важно следить за тем, как сидит ребенок во время выполнения уроков, старается ли он держать спину ровной при движении. Исключая врожденные дефекты, неправильное положение тела ребенка при совершении обычных действий может привести к развитию сколиоза, кифоза или лордоза. Искривление позвоночника у детей можно предотвратить, если знать особенности этой проблемы и меры профилактики.

Если посмотреть на спину взрослого человека, то можно увидеть, что позвоночник имеет 4 физиологических изгиба – два лордоза (изгибы вперед) и два кифоза (изгибы назад) – и напоминает букву S в боковой проекции, тогда как при взгляде со спины он будет ровным. Эта кривизна абсолютно нормальна, если изгибы не превышают допустимых норм. Именно за счет них человек способен удерживать равновесие во время движения, также они обеспечивают дополнительную амортизацию тела, предотвращая сотрясение головы при ходьбе.

Однако у новорожденных детей позвоночник абсолютно ровный. Формирование природных изгибов происходит в процессе роста и развития малыша. Начало формирования «взрослого» изогнутого позвоночника происходит в возрасте около года, когда ребенок начинает делать первые шаги. А длится процесс долгое время, завершаясь приблизительно к 12-14 годам. Таким образом, правильность формирования осанки во многом зависит не от позвоночника, а от того, как развивался он и мышечные ткани, его окружающие.

Внимание! При длительном воздействии определенных негативных факторов изгибы позвоночника у ребенка формируются неправильно – появляются патологические искривления позвоночного столба. Из-за них человек в будущем уже не имеет ровной спины и красивой осанки – горбится, спину «ведет» в сторону, живот может выпячиваться и т. д.

Притом важно помнить, что позвоночник – это не только элемент опорно-двигательного аппарата, но и также вместилище для спинного мозга, который управляет работой большей части органов тела. Искривления позвоночного столба отразятся негативно не только на внешнем виде человека, но и на состоянии его здоровья в целом. У людей с искривленным позвоночником спинной мозг может оказаться сдавленным.

На заметку! Дети, имеющие искривления позвоночного столба, часто более капризны, вялы и быстрее устают, чем дети с ровной и красивой осанкой.

Важно уделять особое внимание формированию осанки ребенка, так как чем он старше, тем сложнее будет справиться с искривлениями, если они по какой-то причине возникнут.

Таблица. Причины искривления.

Это детское заболевание, развитие которого происходит из-за недостатка кальция в костных структурах и из-за нарушения вещественного обмена. Кости в этом случае развиваются неправильно. Это опасное заболевание, к счастью, сейчас практически не распространено, так как дети проходят процедуру вакцинации против него. Полиомиелит вызывает инфекция, поражающая спинной мозг. Протекает без ярко выраженных симптомов. Как правило, итог развития заболевания – паралич всего тела. Некоторые серьезные травмы могут спровоцировать появление искривлений. Например, неправильно сросшиеся после перелома кости ног могут спровоцировать такое заболевание. Это инфекционное заболевание поражает костную ткань, но в целом его причины – те же, что и у туберкулеза легких. Симптомы могут долго не проявляться – порой с момента заражения проходит несколько лет, прежде чем человек обнаружит первые признаки. Требуется особое лечение. В эту категорию входят неправильное положение тела во время приготовления уроков, слишком высокая подушка для сна, мягкий матрас на кровати, а также неправильное и несбалансированное питание. Ношение тяжелого портфеля на спине или только на одном плече также провоцирует развитие проблемы. Дети, которые находятся в состоянии подавленности, а также стесняющиеся чего-то (например, высокого роста) часто начинают сутулиться. Это попытка ребенка стать менее заметным. К сожалению, порой этого достаточно для того, чтобы получить в награду искривление позвоночника.

На заметку! Искривления позвоночного столба у ребенка могут развиться также на фоне ожирения, дисбаланса гормонов, наблюдаются у ребят с ДЦП или у тех, кто недостаточно развит для своего возраста. Недоразвитость мышц спины легко приводит к появлению патологических изгибов.

Чаще всего проблемы с осанкой наблюдаются у школьников, вынужденных ежедневно таскать тяжеленные сумки в школу и домой, сидеть долго неподвижно, наклонившись над письменным столом во время обучения или выполнения домашнего задания.

Выделяют три типа искривлений позвоночного столба у детей – лордоз, кифоз и сколиоз. Интересно, что врачи называют патологии точно так же, как именуются и природные изгибы позвоночника.

Это – самый распространенный тип патологии. В этом случае искривление позвоночного столба происходит вбок от вертикальной оси, если смотреть на позвоночник со стороны спины. Проще говоря, это боковое искривление позвоночника. При этом может быть как одна, так и две, и три дуги искривлений.

Сколиоз бывает как врожденный, так и приобретенный. В первом случае он развивается из-за нарушений в процессе внутриутробного развития. Сколиозы делятся на:

  • привычные, которые возникают из-за нарушений осанки;
  • рахитические, развившиеся из-за рахита;
  • статические, формирующиеся, если у ребенка разная длина ног;
  • посттравматические, развившиеся из-за полученных травм;
  • паралитические, появляющиеся из-за полиомиелита и других заболеваний, поражающих нервную систему и мышцы тела;
  • рефлекторно-болевые, возникающие на фоне поражения нервных окончаний спинного мозга;
  • рубцовые – их причиной становятся ожоговые или послеоперационные рубцы.

На заметку! Сколиоз у ребенка может иметь три степени развития. В первом случае проблему легко исправить, во втором поможет только вытяжение позвоночника, а при третьей степени наблюдается стойкая деформация позвоночного столба.

Симптоматика на первой стадии практически отсутствует – ребенок не будет жаловаться на боль в спине. Иногда он может сказать, что у него ноет в груди. Родители смогут и сами заметить изменение осанки. Также ребенок может пожаловаться на быстро возникающую усталость. Как правило, эти признаки становятся явными в возрасте около 6 лет, особенно – после физической нагрузки. Другие признаки – неровные плечи, выпирающая лопатка с одной или другой стороны. При наличии этих признаков важно немедленно обратиться к специалисту за помощью. Лечение будет зависеть от стадии заболевания.

Это другой тип искривления позвоночного столба. В этом случае у ребенка формируется горб в верхней части спины (особенно при сочетании кифоза и сколиоза), искривляется верхний отдел позвоночника. Кифоз также может быть и врожденным, и приобретенным.

На заметку! Физиологический кифоз имеет угол наклона около 20 градусов, а при патологическом кифозе этот угол меняется на 30-45 и более градусов. Выделяют три степени кифозов, отличающихся уровнем наклона угла.

Причинами кифозов часто становятся родовые травмы, дефекты развития, опухоли позвоночника. Также его могут спровоцировать недоразвитые мышцы спины, неправильная осанка во время приготовления уроков, туберкулез позвоночного столба.

Главный симптом – ребенок сутулится, а при попытке выпрямить ему спину жалуется на дискомфорт или боли. Живот у юного пациента выпирает вперед и отвисает, плечи опущены также вперед.

На заметку! Негативные последствия кифоза – некрасивая осанка, уменьшение объема грудной клетки и ухудшение качества дыхания, появление головных и сердечных болей.

Данный тип искривления крайне редко наблюдается у детей. Он характеризуется появлением сильного изгиба вперед. Причины:

  • родовая травма;
  • вывих бедра врожденный;
  • врожденные заболевания скелета и мышечных тканей;
  • рахит;
  • травмы;
  • лишний вес.

Иногда лордоз развивается на фоне патологического кифоза. Так позвоночник пытается компенсировать уже имеющееся искривление. Патология бывает как первичной, так и вторичной. Чаще всего детский лордоз проявляется в области поясницы.

На заметку! Врачи выделяют и другие формы искривлений, когда отмечаются признаки нескольких патологий сразу. То есть получаются как бы комбинированные искривления – кифосколиоз и т. д.

Родители в домашних условиях могут сами попытаться определить наличие нарушений осанки. Для начала нужно визуально осмотреть ребенка со спины и боков. Требуется попросить его встать ровно, но при этом не расправлять спину принудительно, а принять обычное положение. Вдоль позвоночника нужно провести визуально вертикальную линию и посмотреть, имеются ли отклонения вбок, наблюдается или нет симметрия лопаток, костей таза и т. д.

С боку нужно оценить плавность изгибов позвоночника и положение головы. Притом грудь должна быть слегка приподнята вверх, а живот немного втянут. У дошколят живот может немного выпирать в средней части, но не внизу.

После этого нужно попросить ребенка наклониться и дотянуться пальцами до ступней без сгибания коленей. Дети легко выполняют эти действия, если с костями и мышцами у них все в порядке. А вот беспокоиться пора начинать, если ребенок спокойно кладет ладони на пол возле ступней или не дотягивается до них вообще. Далее ребенка просят расслабиться в наклоне – так можно легко осмотреть спину на наличие сколиоза.

Можно провести тест у стены. Для этого пациента просят встать к ней спиной и прижаться затылком, ягодицами и пятками к вертикальной поверхности. Стопы располагаются вместе, а руки свободно свисают. Если ребенок с трудом может принять такое положение, то имеет смысл говорить о развитии кифоза или лордоза.

Лечением неправильной осанки должен заниматься специалист. Только он способен выявить патологию, определить степень ее развития и назначить подходящую терапию, которая даст ожидаемый эффект. Вряд ли лечение будет связано с приемом медикаментов – скорее всего, могут выписать только витамины или препараты с микроэлементами. Обычно терапия включает в себя ЛФК, плавание, вытяжение позвоночника (в ряде случаев), массажи, мануальную терапию и т. д.

Для профилактики развития искривлений позвоночного столба у детей рекомендуется:

  • давать ребенку возможность как можно больше двигаться (играть, прыгать, бегать и т. д.), а пассивного придется мотивировать на эти действия;
  • не спешить учить малышей в возрасте до года сидеть или ходить;
  • купить хорошую подушку и качественный матрас, а также правильную мебель для приготовления уроков;
  • регулировать количество нагрузок и отдыха, движения и неподвижности;
  • следить за положением спины;
  • контролировать время, проведенное в сидячем положении у компьютера;
  • делать зарядку.

Шаг 1. Следует провести вышеописанные тесты и определить наличие проблем с осанкой у ребенка. Если они есть, но в незапущенной стадии, то можно попробовать сделать ряд упражнений, которые помогут справиться с неровностью осанки.

Шаг 2. Рекомендуется ежедневно просить ребенка прижиматься ягодицами, затылком, пятками к стене и стоять так в течение 1-2 минут. При этом он должен постараться запомнить положение тела и удерживать его во время ходьбы или повседневных действий.

Шаг 3. Можно расслаблять мышцы шеи, используя массажный мяч. Его подкладывают под шею лежащего ровно ребенка и просят подвигать головой из стороны в сторону в течение 5 минут.

Шаг 4. Каждый день желательно растягивать мышцы шеи и другими способами – наклонами головы в стороны и вниз с использованием рук.

Шаг 5. Каждый день требуется выполнять комплекс упражнений для спины. Он поможет развить мышцы. Важно, чтобы комплекс для ребенка был подобран врачом.

Шаг 6. Если ребенок ходит в школу с сумкой через плечо, то требуется заменить ее на рюкзак. Притом рекомендуется следить, чтобы он был не перегружен.

Шаг 7. При длительном сидении за компьютером или над уроками важно контролировать, чтобы каждые 30 минут ребенок делал небольшие перерывы.

Шаг 8. Важно приобрести качественные спальные принадлежности, которые не будут оказывать негативного воздействия на осанку.

Шаг 9. Рекомендуется, чтобы ребенок как можно больше двигался, при этом важно, чтобы он сам следил за положением головы и спины. При наличии психологических проблем, заставляющих его сутулится, требуется обратиться за помощью к психологу.

Дети достаточно гибки и пластичны, исправить искривления позвоночника у них в ряде случаев не составит труда. Главное – вовремя обратиться за помощью к специалисту, не затягивая с началом лечения.

Выбирайте среди лучших клиник по отзывам и лучшей цене и записывайтесь на приём

  • Консультация от 1500
  • Диагностика от 0
  • Рефлексотерапия от 1000

источник

Возрастные особенности позвоночника

В процессе роста и взросления ребенка происходят изменения и в его позвоночнике. Они заключаются не только в простом механическом увеличении его размеров и массы. Преобразованиям подвергается форма как самих позвонков, так и позвоночного столба в целом, происходит образование его физиологических изгибов. Развивается позвоночник ребенка настолько динамично, что даже при небольшой разнице в возрасте могут наблюдаться весьма выраженные различия в строении позвоночника.

Темпы роста позвоночного столба в разном возрасте различаются. Так, у ребенка в возрасте от рождения до 5 лет он ежегодно удлиняется в среднем на 2,2 см. Во второй половине первого десятилетия жизни (от 6 до 10 лет) позвоночник прибавляет в длине значительно медленнее — ежегодно примерно на 0,9 см. А потом опять начинает быстро расти, увеличиваясь с каждым годом на 1,8 см, до 16 лет.

В процессе роста у детей происходит также равномерное увеличение размеров тел позвонков и межпозвоночных дисков по направлению от грудного отдела к крестцу. Таким образом, чем ниже расположены позвонки, тем более массивными они становятся.

Кроме того, происходит и физиологическое созревание позвонков. При этом появляются видимые при рентгенологическом исследовании ядра окостенения и закрываются промежуточные зоны роста. Например, закрытие зон роста в позвонках грудного и поясничного отделов происходит в возрасте 5–7 лет, срастание тел крестцовых позвонков с образованием единой крестцовой кости — к 10–12 годам, слияние копчиковых позвонков — после 12 лет, а срастание крестца и копчика — к 15–25 годам.

Изгибы позвоночника также формируются постепенно. Ведь при рождении позвоночный столб имеет форму дуги и он очень мягкий из-за большого количества хрящевой ткани. Первые изгибы позвоночника начинают образовываться уже в грудном возрасте.

В первые месяцы жизни, когда ребенок пытается поднимать и самостоятельно удерживать голову, формируется шейный изгиб. Ведь голова новорожденного большей своей частью находится впереди позвоночника, если смотреть на малыша в профиль. Поэтому для удержания ее в приподнятом положении нужно изогнуть позвоночник в шейном отделе дугой вперед, формируя шейный лордоз.

В 4–6 месяцев, когда ребенок учится садиться вначале с посторонней помощью, а затем и самостоятельно, происходит формирование грудного изгиба позвоночника. Ведь в таком положении позвоночнику необходимо удерживать на себе тяжесть головы и рук, в то время как внутренности всей своей массой тянут вперед и вниз. Поэтому для удержания равновесия в сидячем положении позвоночник необходимо выгнуть дугой назад, образуя грудной кифоз.

К году ребенок учится вставать и ходить — тоже вначале с посторонней помощью, затем держась за опору и в дальнейшем самостоятельно. При этом для удержания тела в вертикальном положении позвоночник необходимо изогнуть в области поясницы дугой вперед. Таким образом формируется главный изгиб — поясничный лордоз.

Читайте также:  К какому доктору обращаться при болях в позвоночнике

В итоге у малыша в течение первого года жизни образуются два изгиба позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы) и компенсирующие их два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы). Но эти изгибы еще изменчивы и очень нестойки. Они существуют пока только в вертикальном положении. Четко выраженными они станут лишь к 5–7 годам жизни, постоянными — только к 14-17-летнему возрасту, а окончательно сформируются уже к 20–25 годам, когда закончатся процессы роста и формирования костной ткани. Поэтому-то именно в детском возрасте нужно заниматься профилактикой нарушений осанки и искривлений позвоночника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

источник

Как формируется позвоночник ребенка: шаг за шагом. Как родители могут помочь развитию здорового позвоночника, как организовать спальное место малыша, что такое плоскостопие и как его избежать.

Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового отделов и копчика. Таким образом, он является амортизатором, который гасит вибрации во время ходьбы и защищает от них головной мозг. У взрослого человека он достигает 43 – 45 см и развивается до 20 – 25 лет.

Считается, что здоровая спина — это прямая спина. На деле же форма позвоночника в норме представляет собой вытянутую букву S. Очень важно позаботиться о развитии этой важнейшей части скелета в первый год жизни малыша.

1) Первый изгиб. Когда малыш рождается, его спина изогнута в форме буквы С. Он еще не умеет выпрямлять шею и держать головку, поэтому здесь постоянно требуется ваша помощь. Вы можете заметить, что, когда новорожденный ребенок лежит на животе или когда вы берете его на руки, он поднимает ножки, согнутые в коленях и раздвинутые. Так его позвоночник занимает то же закругленное положение, к которому он привык еще до рождения. Он ощущает снятие напряжения со спинки и бедер. В этой позе малыш чувствует себя спокойнее, лучше переваривает еду и тратит меньше энергии.

2) Шейный изгиб. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок учится поднимать головку, поворачивать ее на шум или свет. Так развиваются мышцы, поддерживающие шейный отдел позвоночника, и формируется второй — шейный — изгиб.

Сейчас нужно позволить малышу находиться в позе лежа на животе столько, сколько ему хочется. Только не забывайте, что больше всего ему интересно общаться, — не оставляйте его одного надолго. Конечно, зеркальце или игрушка развлечет его на время, но если вы не появитесь, чтобы пообщаться с ним, он может начать плакать и сердиться.Вот как можно организовать время малыша, который учится держать головку, лежа на животе:

  • кладите его на живот, когда кроха сыт, поспал, у него много сил и хорошее настроение;
  • разденьте его и оставьте в одном подгузнике или без него, чтобы ребенку было легче хвататься за все руками и держаться ножками;
  • положите его на твердую поверхность, чтобы ему было легче от нее отталкиваться;
  • позаботьтесь о том, чтобы поверхность была теплой и удобной;
  • можно лечь рядом с крохой, чтобы он чувствовал, что вы поблизости и готовы с ним общаться;
  • спойте ему песенку, прочитайте книжку и другими средствами создайте позитивную эмоциональную связь с пребыванием на животе;
  • пусть малыш лежит на животе каждый день в течение 30 минут. Этот срок можно «разбить», давая ему побыть в таком положении по 5 – 10 минут за раз.

3) Поясничный изгиб. Он формируется, как только ребенок начинает ползать. К 12 – 18 месяцам, когда малыш научится стоять, развитие этого изгиба завершится, и правильная осанка будет сформирована.

Сейчас важно создать условия, в которых малыш сможет находиться на животе, а также опираясь на ручки и согнутые колени столько времени, сколько ему нужно: играть, ползать и просто стоять.

4) Крестцовый кифоз (изгиб) формируется, когда ребенок активно ходит, к 6 – 8 годам.

Не старайтесь торопить ребенка на всех стадиях развития его позвоночника.

1. Если вы будете оставлять малыша в небольших манежах или с игрушками, затрудняющими движения, а также класть его так, что он не сможет пытаться двигаться самостоятельно, это приведет к тому, что позвоночник будет формироваться медленнее. Возможно и возникновение более серьезных проблем.

2. Будьте крайне осторожны с использованием различных приспособлений. Качельки для укачивания новорожденного позволяют ребенку слишком долго находиться в положении, в котором он был в утробе, и не способствуют формированию здоровых изгибов в позвоночнике. Если вы не выкладываете его на животик, он не имеет возможности окрепнуть и развить нужные мышцы. Если вы все же используете различные устройства, ограничивайте время их применения.

3. Выбирайте рюкзаки-кенгуру с жесткой спинкой.

4. Придерживайте голову, спинку и ягодицы малыша, когда он находится у вас на руках.

5. Используйте массаж и гимнастику: это укрепляет мышцы и способствует развитию позвоночника. Мы рассказываем об этом здесь и здесь.

6. Ближе к 2 годам пора задуматься о покупке специальной детской мебели, которая позволит малышу рисовать, лепить и заниматься другими делами, сохраняя правильную осанку. Стоит отдельно позаботиться о том, чтобы он не играл в планшет, глядя на него вниз: все подобные виды деятельности не должны приводить к тому, что голова постоянно находится в склоненном положении, создавая напряжение в шее и спине.

1) Нельзя высаживать малыша, когда он к этому не готов.

Если ребенка сажают, несмотря на то что нужные мышцы шеи у него еще не окрепли, позвоночник принимает на себя вес головы. Для него такая нагрузка слишком тяжела, и это может повредить его и мешать внутренним органам нормально развиваться. Поэтому прыгунки и другие подобные устройства следует использовать не раньше, чем малыш научится сидеть самостоятельно. Но и тогда сажать в них ребенка следует очень дозированно, так как они ограничивают свободу движений. Ему по-прежнему нужно развивать различные мышцы, в том числе мышцы живота, которые помогают ползать, а затем и учиться ходить.

Как правило, малыш готов к тому, чтобы учиться сидеть, в 6 – 7 месяцев. Но в 5 — еще рано.

2) Не старайтесь ставить малыша на ноги, придерживая его за ручки, если он еще не готов.

Можно делать это, только когда кроха сам научился вставать.

Что лучше: носить малыша на руках, держа его в вертикальном положении, или возить в коляске, где он лежит на спине? Первое предпочтительнее, так как в последнем случае спина остается в том же положении в форме буквы С и позвоночник не развивается, тонус мышц падает.

Конечно, вы можете провезти ребенка в коляске до нужного места, но в реальности многие родители держат малыша на руках только пару часов в день, а в остальное время он лежит на спине в кроватке или в своем «личном транспортном средстве».

Вот другие плюсы вертикального положения для малышей в течение дня.

  • Понижается риск развития ушных инфекций: они появляются из-за того, что, когда малыш чаще всего находится в горизонтальном положении, слизь не удаляется в носоглотке и попадает в среднее ухо, вызывая воспаление и отит.
  • Развивается вестибулярный аппарат: малыш двигается вместе с родителем.
  • Ребенок чувствует себя в безопасности.
  • Он быстрее учится, так как видит больше предметов и слышит больше звуков.

Малышам вредно оставаться в автокресле или переноске больше двух часов: их позвоночник нуждается в развитии, а в положении буквы С этого не происходит.

Выбирая матрасик для кроватки ребенка, нужно думать не только о здоровье малыша, но и о его безопасности. Сон на животе, чересчур мягкая постель, не по погоде теплая одежда, слишком сильное укутывание ребенка — все эти факторы связывают с СВДС — синдромом внезапной детской смерти, который угрожает младенцам. Не нужно излишне нервничать, но стоит позаботиться о соблюдении правил безопасности.Итак, что важно учесть?

  • Кладите ребенка спать на спинку, но не на живот и на бок.
  • Необходимо выбирать жесткий матрас, который по размеру точно подогнан к кроватке, коляске или манежу.
  • Стоит оставлять кроватку ребенка в комнате родителей на ночь, чтобы малыш и мама с папой чувствовали себя спокойнее.
  • Днем не давайте ребенку спать на подушках, диванах и других мягких поверхностях.
  • Не надевайте на ребенка много теплой одежды.
  • Не накрывайте малыша в кроватке или в коляске выше середины тела, тем более не укутывайте голову. Выбирайте только очень тонкие одеяльца. До 2 лет лучше вообще их не использовать и купить специальную одежду для сна.
  • Уберите игрушки и другие лишние предметы из кроватки во время сна малыша.
  • Это же касается вещей или одежды, которую малыш может стянуть с себя.
  • Не оставляйте ребенка спать в автокресле или других колыбелях, не предназначенных для сна.
  • До 1,5 – 2 лет не разрешайте малышу спать с подушкой.
  • Мягкие бортики-вставки в кроватке нужно снять, когда малыш научился стоять, иначе он будет стараться выбраться оттуда и может запутаться, что чревато травмами.

Между 18 и 36 месяцами малышей можно переводить в обычную детскую кровать.

  • Матрас должен быть не слишком жестким и не слишком мягким.
  • Выбирайте матрас с безопасным гипоаллергенным наполнителем.
  • Белье надо менять еженедельно.
  • Меняйте матрас раз в 3 года до 10 лет: они изнашиваются и уже не дают полноценной поддержки позвоночнику.

До 3 лет стопа ребенка является плоской, что называют «физиологическим плоскостопием». Это нормально: на данном этапе жировые подушечки делают стопы пухлыми и плоскими на вид. После 3 лет важно подбирать обувь ребенку и следить за его гармоничным физическим развитием.

  • Формирование стопы происходит до 14 лет. Примерно до 6 месяцев у ребенка там нет твердых костей, только мягкие хрящики; к моменту первых шагов в стопах формируется около 25 косточек, которые продолжают расти и развиваться. Очень важно, чтобы ножки малыша не подвергались длительному сдавливанию, которое может сместить формирующиеся кости.
  • Плоскостопие у детей развивается, когда своды стопы опускаются. Причиной может быть слабый мышечный аппарат, что вызвано заболеваниями или неправильными физическими нагрузками, неверно подобранной обувью, травмами или наследственностью. В результате меняется амортизация стоп, возрастает нагрузка на позвоночник и голени, что может навредить суставам.

Как узнать, что у ребенка плоскостопие

Стоит обратиться к ортопеду, если ребенок отказывается бегать, жалуется на боли в ногах, быстро утомляется, если меняется его походка.

Правильно и вовремя подобранная обувь способна предотвратить многие ортопедические проблемы и плоскостопие у детей.

Как правило, доктор рекомендует ребенку физические упражнения — например, лыжи и езду на велосипеде, массаж, а также ношение ортопедической обуви.

  • Не рекомендуется ходить по каменистым местам и твердой земле без обуви в течение долгого времени — лучше, чтобы малыш топал босыми ножками по песку и рыхлому грунту.
  • Вредно находиться в помещении в теплой обуви, носить тяжести и стоять без движения слишком долго.

Первая обувь для здоровых ножек

Большинство педиатров сходится во мнении, что до того, как малыш начнет делать свои первые шаги, обувь ему не нужна. Конечно, холодной зимой необходимо защитить ножки ребенка: выбирайте мягкие сапожки, в которых стопа будет располагаться свободно и кроха сможет шевелить пальчиками. Не надевайте на него тугие носки: даже их ношение чревато искривлением пальцев.

Диагноз «вальгусная деформация стопы» может быть поставлен только после 3 – 5 лет. При этом заболевании наблюдается искривление фаланги больших пальцев ног, что сказывается на походке, осанке и нередко приводит к осложнениям. Вальгусная деформация может появляться у детей, которые уже страдают поперечным плоскостопием, мало занимались физическим развитием, носили неверно подобранную обувь, имеют генетические или эндокринные нарушения. Но это состояние успешно корректируется, если вовремя показаться врачу.

Походка ребенка до 4 лет сильно отличается от походки взрослого. Да и сама стопа устроена по-другому.

  • Не стоит покупать специальную коррекционную обувь, не посоветовавшись с врачом: чрезмерная поддержка свода стопы может привести к тому, что мышцы ноги будет развиваться неправильно.
  • Разнообразный сенсорный опыт — залог гармоничного развития. Это касается и знакомства малыша с различными поверхностями, по которым ему нужно давать ходить: пол, земля, песок, трава, камни, бревна и т. д. Для дома отлично подойдут массажные коврики и несложные упражнения для правильного формирования свода стопы: катание по полу палки, рисование стопами фигур, захватывание предметов пальцами ног, перекатывание с носка на пятку и др.
  • Обувь обязательно должна «дышать». Она может быть сделана из текстиля, кожи или специальной мембраны, а вот резиновые сапоги рекомендуется надевать лишь на короткие промежутки времени.
  • Первая обувь обязательно должна обеспечивать поддержку щиколотки, но не следует допускать, чтобы она была слишком тугой. Поэтому старайтесь не сильно зашнуровывать ботинки: между ножкой ребенка и поверхностью обуви должно оставаться свободное пространство.
  • Подошва — даже у зимней обуви — обязательно должна гнуться. Слишком жесткая подошва также может привести к развитию плоскостопия.
  • Помните, что покупать обувь в магазине с примеркой желательно во второй половине дня. Ножки у ребенка в это время суток нередко отекают и увеличиваются в размере (особенно в жаркую погоду). В дальнейшем вам придется не реже чем раз в месяц проверять, достаточно ли просторна обувь, ведь малыш растет быстро. Производить такие проверки также нужно во второй половине дня. Сразу предупредим, что ребенок «вырастает» из первой обуви примерно за 3 – 6 месяцев.

При выполнении описанных требований можно не беспокоиться о том, что обувь приведет к плоскостопию у ребенка, — у здоровой ноги нарушения не появятся только от действия внешних факторов. Если у ближайших родственников нередко встречаются подобные проблемы, вероятность их появления у вашего крохи также возрастает, и в этом случае необходимы дополнительные меры: обувь с супинаторами и специальные физические упражнения. Это не устранит проблему, но поможет не довести ее до степени яркой выраженности.

  • Тонкая кожа или ткань — лучший материал для верха детских башмачков.
  • Гибкая, достаточно твердая, в меру тонкая и нескользящая подошва.
  • Наденьте башмачки на малыша и дайте ему постоять в них некоторое время. Затем проверьте, как они сидят: мизинец взрослого должен легко проходить между задником и пяткой, а в передней части должно оставаться свободное пространство, равное примерно одному сантиметру. Внимание! Отмерять этот сантиметр нужно от самого длинного пальчика малыша, а это не всегда большой.
  • Обувь должна подходить не только по длине, но и по ширине. Ножки у малышей обычно пухлые, и это необходимо учитывать. Попробуйте сжать поверхность башмачка над стопой. Она должна легко сморщиваться. Если этого не происходит, обувь слишком тесно сидит на ножке ребенка.
  • Попросите малыша погулять в новых башмачках по магазину в течение некоторого времени (в идеале — 15 – 20 минут), а затем тщательно осмотрите стопы. Малейшее покраснение кожи в местах соприкосновения с обувью — однозначный сигнал, что обновка будет натирать ножку, и покупать ее нельзя.
  • Сделайте выбор: шнурки или липучки. Помните, что малыш очень быстро поймет, как действуют липучки, и будет сам снимать с себя ботиночки, когда надо и не надо.

источник